Психолог национальной сборной Казахстана Ирина Тащиева – боец невидимого фронта. Однако, от ее работы зависит очень многое, вплоть до победы на чемпионате мира и Олимпийских Играх.
В интервью Kazpravda.kz Тащиева рассказывает о психологическом состоянии боксеров в преддверии лицензионного турнира и поведала о многом другом.
- Ирина Салимовна, каково сейчас состояние боксеров после осеннего чемпионата мира? Вы и сами были свидетельницей того турнира.
- Нам есть, над чем работать. Чемпионат мира показал, что бокс стал немного другим. Конечно, наши боксеры одни из лидеров в мировом боксе, однако результат получился не такой, какой все ожидали. Это было большим уроком для нас, поэтому если мы где-то расслабились и недоработали, то есть время, чтобы эти проблемы устранить. Сбор по общефизической подготовке и нужен для того, чтобы работать и над физическим, и над психологическим состоянием.
- Над чем работаете сейчас?
- Делаем анализ, выявляя слабые и сильные стороны. У нас есть колесо качеств, в котором есть три сектора – физический, технико-тактический и психологический секторы. Они обозначают, какие качества насколько развиты. После этого мы видим, над чем боксерам нужно работать. Здесь необходима индивидуальная работа, которая должна принести результат.
- До Олимпиады еще есть время. Давит ли на боксеров психологически тот факт, что у многих сейчас все еще нет лицензии? Ведь на чемпионате мира планировали их взять больше, чем, в итоге, удалось.
- Конечно, многие считали, что в Катаре будет проще взять лицензии, ведь на чемпионате Азии в Таиланде боксеры выступили успешно. Проще готовиться, когда лицензия на Олимпиаду уже в кармане. Это добавляет стресса нашим боксерам. Зато парни будет еще серьезней работать над собой.
- В апреле прошлого года мы уже с Вами разговаривали. Тогда Вы подробно рассказали о своем фронте работы и о задачах, которые стоят. Что изменилось за это время?
- Известно, что прошлый год был Годом науки в Казахстанской федерации бокса. Если говорить не только о психологической подготовке, то у нас появился физиолог. Работа сейчас ставится на более высокий и современный уровень, и каждый спортсмен сможет увидеть, на что он наработал, какого прогресса добился. То есть, работа тщательно отслеживается. Я проходила обучение в Новосибирске. Его мы очень эффективно использовали перед чемпионатом мира, несмотря на результат.
- Каким образом происходит взаимодействие координатора научной группы с медицинским персоналом?
- Наш координатор (Галия Билялова – прим. автора) постоянно находится в Астане, но периодически выезжает на сборы. Со своей стороны, после каждого сбора я отправляю отчет о проделанной работе. Такие же отчеты постоянно отправляются нашим доктором. То есть, у нас с координатором имеется тесная связь. Она контролирует нашу работу, видит динамику и, при необходимости, вводит изменения.
- Вне сборов как часто поддерживаете связь с боксерами?
- Между сборами у нас довольно короткие промежутки – неделя – две. Не у всех, но у многих имеются психологи на местах, в своих регионах. Когда люди долгое время находятся вместе на сборах, то нужно и отдыхать друг от друга. Бывает, что боксеры обращаются и с личными проблемами.
- Были случаи, когда личные проблемы мешали боксеру выиграть в конкретном турнире?
- Такого не было, но слышала о таких случаях в других командах. Я веду наблюдение за боксерами во время тренировок и во время отдыха. Если что-то замечу, то обязательно спрошу об этом. Разбираем причины и составляем план действий. Первые и вторые номера сборной, тем не менее, свои личные проблемы оставляют дома. Отмечу, что они – профессионалы своего дела. Что касается турниров, то бывает такое, что сильный боксер недооценивает более слабого. Мы отрабатываем подобные моменты и те боксеры, которые следуют нашим указаниям, получают хороший результат. Бывают случаи в спорте, когда спортсмены недооценивают значимость психологии. Поэтому я постоянно даю рекомендации спортсменам – как справиться со страхом с помощью дыхания, как управлять своим состоянием. Поэтому очень много таких моментов, когда психолог может помочь.
- Обращается ли к Вам тренер с просьбой изучить предстоящего соперника нашего боксера?
- Наши спортсмены очень опытны, поэтому подобную работу выполняют самостоятельно. Им дают задание – изучить слабые и сильные стороны соперников. В изучении психологии соперников и познается наша помощь. После боя проводится анализ – совпало ли первоначальное мнение боксера о сопернике с последующим. Бывает, что помогаю и тренерам. Например, в стрессовой ситуации. Вообще, работу с тренерами считаю одним из главных направлений в спортивной психологии.
- А как же юные боксеры, которые только недавно пришли в сборную?
- Были групповые занятия, где молодые боксеры получили новые знания. По итогам сбора каждый спортсмен берет задания и обязан выполнить их. Это должно принести им огромную пользу.
Ербол Каиров,
фото – Данияр Майлыбаев