Казахстанская
федерация Боксаkfb.kz

Новости

Виктор Ким: «Современный спорт немыслим без медицины»

15 ноября, 2015

Виктор Ким, "Отличник здравоохранения СССР", председатель Медицинской комиссии Азиатской конфедерации бокса, член Медицинской комиссии Международной ассоциации бокса.

Говоря о спорте, мало кто задумывается о медицине. Эти два понятия тесно взаимосвязаны между собой. Некоторые зарубежные вузы уже давно готовят специалистов по спортивной медицине. О том, как ситуация обстоит в Казахстане, с какими травмами участвуют наши спортсмены в соревнованиях и каких высот достигают спортивные врачи, корреспонденту Kazpravda.kz рассказал специалист в этом вопросе – Виктор Ким.

 

– Виктор Валентинович, расскажите, как вы пришли в спортивную медицину?


– В боксе я работаю уже около 40 лет. После окончания Алматинского государственного медицинского института по путевке ЦК комсомола Казахстана был отправлен в Москву. Потом работал в Талдыкоргане в качестве участкового врача, а затем вернулся в Алматы и устроился врачом в филиал Республиканского центра спортивной медицины, в спортивный комплекс "Медео". Там регулярно проходили этапы Кубка мира, различные соревнования международного и всесоюзного уровней. Проработав в спорткомплексе "Медео" более 13 лет, перешел в головной офис Центра спортивной медицины, длительное время возглавляемого главным врачом Олегом Викторовичем Рогозовым, внесшим большой вклад в дело развития республиканской спортивной медицины. Вскоре в Центр поступила заявка о необходимости создания медико-научной группы для медицинского обеспечения такого вида спорта, как бокс. В результате чего я стал штатным врачом сборной команды по боксу Казахской ССР. Мы регулярно выезжали на многочисленные турниры, откуда наши мастера кожаной перчатки непременно привозили награды. Что скрывать, мне было очень интересно работать с боксерами и постепенно я прикипел к этому замечательному виду спорта.


Параллельно я учился в Ленинграде, в Институте усовершенствования врачей по специальности "Функциональная диагностика в спортивной медицине". На нашем факультете в тот период обучались два человека из Казахстана: Валентина Ивановна Маевская и я. Для результативной работы Центра необходимо было дорогостоящее оборудование, которое было приобретено при личной поддержке министра здравоохранения Казахской ССР Торегельды Шарманова.

 


В 1978 году в Алматы проводилось масштабное мероприятие – конференция ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения), на которой были приняты судьбоносные решения в области всей мировой медицины. Мы вместе с Валентиной Ивановной и другими коллегами по цеху принимали в конференции активное участие. 
Все крупные спортивные мероприятия, проводимые на территории Казахстана, обслуживала наша бригада из Республиканского центра. Мы с Валентиной Маевской за слаженную работу получили звание "Отличник здравоохранения СССР", это было для нас очень ценным признанием. Это была высшая награда в области здравоохранения! Мечта каждого работника медицины.

 

– Не секрет, что с развалом Союза у спортсменов нашей страны не всегда были средства для выездов на соревнования международного уровня, а если и были, то недостаточно. Вы лично сталкивались с ситуацией, когда у команды не было денег на поездку врача?


– Несмотря на нелегкие времена, у нас всегда находились средства на весь штат сборной команды для поездки на международные соревнования. Республиканской федерации бокса тогда повезло, что ее возглавил Бекет Сапабекович Махмутов, способный и целеустремленный администратор, как сейчас принято называть, топ-менеджер. Мы ездили на все международные соревнования, получали заработную плату и премии, трудились во благо развития казахстанского бокса. 


Начиная с 1996 года, боксеры Казахстана на каждых Олимпийских играх непременно завоевывали золотые медали, то есть к сегодняшнему дню отечественный бокс превратился в реальную визитную карточку нашей страны. Все, кто возглавлял наш бокс, относились к делу с душой, искренней заботой. Конечно, то, к чему сегодня привел наш бокс Тимур Аскарович Кулибаев, – это, в хорошем смысле, – фантастика. Сейчас все тренеры и спортсмены обеспечены, в разных регионах страны возводятся для занятий боксом специализированные комплексы, о чем в недалеком прошлом можно было только мечтать. Боксерская общественность страны с восхищением относится к переменам в нашем виде спорта и безмерно благодарна Тимуру Кулибаеву за его трепетное отношение к положению дел в отечественном спорте и боксе в частности.


– Спортсменам порой приходится участвовать в важных соревнованиях с травмами. Можно привести множество подобных примеров: на Олимпиаде в Атланте у Василия Жирова было повреждение кисти, на чемпионате мира 2005 года с травмой выходил на ринг Серик Сапиев…

– Это исключительные случаи в спорте. Чтобы выйти на ринг с незалеченной травмой, нужно иметь волевой характер. Этим отличались большие профессионалы. Например, Серик Конакбаев, Валерий Рачков и Виктор Демьянеко, несмотря ни на что, всегда были готовыми выйти на ринг и в полной мере продемонстрировать свое мастерство. 


Серик Сапиев на том чемпионате мира выступал с ушибом кисти, мы замораживали ее, на время устраняли боль, и он выходил и побеждал противников с явным преимуществом. Можно сказать, что то первенство планеты Сапиев в буквальном смысле выиграл одной рукой! 


Помнится, что и Болат Жумадилов на чемпионате мира выходил на ринг с поврежденной рукой. Это боксеры экстра-класса! 

 


– С какими травмами чаще всего сталкиваются боксеры и насколько они влияют на дальнейшее здоровье спортсменов?


– Разговоры о том, что бокс один из самых травмоопасных видов спорта, – это от лукавого. Конечно, здесь имеют место травмы, но не в такой степени, как в некоторых других видах спорта. В боксе встречаются такие повреждения, как растяжения и разрывы связок, рассечения. При глубоком нокауте, естественно, есть вероятность последствий, но поэтому у нас одна из лучших в мире школ бокса. Тренеры обучают своих воспитанников не только правильно действовать в наступательном ключе, но и умело обороняться. Есть такое правило, что лучше нанести один удар и не пропустить ни одного, нежели нанести десять выпадов и пропустить семь ударов. В легких и средних весах нокауты – дело не частое, в основном убойные удары бывают в поединках тяжеловесов. Не буду называть имен, но на моей памяти два наших супертяжа побывали на настиле ринга. Для одного из них – очень хотелось бы на это надеяться – нокаут может пойти на пользу, и уже на ближайших Олимпийских играх мы сможем все в этом убедиться. Другому же нашему боксеру нокаут оставил такое психологическое потрясение, от которого он долго не мог восстановиться, хотя и продолжал какое-то время выступать. 


– В подобных ситуациях спортсмены обращаются к психологам, и необходимы ли они?


– Безусловно! Работа квалифицированного психолога очень полезна для всех спортсменов. В боксе в основном уходят побежденными с ринга атлеты со слабой психикой, хотя и являются хорошо оснащенными в технико-тактическом мастерстве. Вот в чем беда: таким боксерам жизненно необходимо больше времени проводить с психологом, говорить на различные темы, чтобы быть раскрепощенным и уверенным в собственных силах. 


Современный спорт невозможно представить без психолога, биохимика, физиолога, массажиста – это неотъемлемые члены команды. Благо, сейчас у нас стали этому уделять больше внимания, и комплексно-научные группы есть практически в каждой сборной, независимо от возрастной группы. Если мы хотим, чтобы бокс Казахстана долгое время был на лидирующих позициях в мире, то желательно в каждом регионе иметь такую группу экспертов. 


Не могу не отметить работу массажиста национальной сборной страны по боксу Анатолия Ивановича Вечеринского. Массажист от Бога! Мне посчастливилось с ним работать, он – профессионал с большой буквы. 


– В мире есть различные методики реабилитации спортсменов после получения ими травм. Например, в Китае на высоком уровне развита народная медицина, западные страны идут по своему пути и имеют в этой области свои секреты. По какому пути двигаться нам?


– Мое мнение: традиционная медицина – самая правильная. Но всем известно, что ведутся научные исследования в области спортивной медицины, в направлении научного обоснования модификаций традиционных методик и новых форм лечебной физкультуры и массажа, в том числе и при недостаточно изученных заболеваниях. К примеру, диагностика функционального состояния и здоровья спортсменов; методологические подходы и технологии изучения действия физических нагрузок и тренировок спортсменов; механизм адаптации к экстремальным воздействиям в спорте высших достижений; разработка методов профилактики заболеваний и травм; повышение физической работоспособности спортсменов, что не исключает их использование. Такие страны, как Израиль, Германия берут свое за счет высокотехнологичного оборудования, у них новейшие препараты. В Астане функционирует медицинский холдинг, там все есть: и новейшие препараты, и специалисты, ни в чем не уступающие западным коллегам, а по многим аспектам и вовсе их превосходящие. Но хотелось бы, чтобы подобное оснащение спортсменов было во всех регионах республики. 

 


– А если закупят технику, достаточно ли у нас специалистов, которые смогут работать с ней? Да и в целом сколько в стране спортивных медиков?


– В Казахстане сейчас есть все условия для плодотворной работы. Одной из наиважнейших проблем является отсутствие высокопрофессиональных специалистов. Чтобы научить профессии спортивного врача, нужно обязательно отправлять человека за границу, у нас, к сожалению, не готовят профильных кадров по этой специальности. Даже в Республиканском центре спортивной медицины многие работающие там люди не знают тонкостей своей профессии. В Казахстане можно по пальцам пересчитать врачей, которые имеют категорию высшего класса в спортивной медицине. Республиканский центр не имеет в своем активе достаточного количества специалистов высокого профиля. Я с удовольствием буду делиться своим богатым опытом с молодыми специалистами, но в настоящий момент я редко бываю в стране, поскольку в основном нахожусь в служебных командировках.


В первую очередь, я хотел бы пожелать коллегам иметь в наличии столь необходимый аппарат, как систему "Валента", для первоочередной диагностики перенапряжения спортсмена. Многие спортсмены не жалуются на здоровье, боясь потерять место в составе. Состояние и тонус спортсменов должны соответствовать достаточно высоким требованиям, предъявляемым к нашим атлетам. 


– Важным аспектом, особенно в боксе, является выносливость. Что вы порекомендуете нашим спортсменам, дабы в этом компоненте превосходить конкурентов на международной арене?


– Проблемы здоровья актуальны не только среди людей, не относящихся к спорту, но и среди спортсменов. Несмотря на то, что в книгах, посвященных здоровому образу жизни, приводятся данные физиологических изменений спортсменов по отношению к обычным людям, это не говорит, к сожалению, о том, что спортсмен – это эталон здорового человека. Износ организма атлета в течение его спортивной деятельности очень велик, и, как правило, после окончания занятий профессиональным спортом возникают проблемы со здоровьем. Поэтому для предотвращения различных патологических изменений необходимо в течение всей спортивной деятельности использовать различные методы и способы восстановления после физических нагрузок. Но если сам спортсмен не будет серьезно относиться к этой проблеме, никто ему в этом не поможет.


Врачебный контроль позволяет определить уровень функциональной работоспособности спортсмена, выявить не только внешние признаки утомления, но и скрытые. Возникшее утомление приводит к снижению работоспособности, из-за чего должно быть эффективно устранено. Здесь мы коснемся фармакологических средств, используемых в спорте для повышения работоспособности. Спортивная фармакология является частью так называемой "фармакологии здорового человека".


Фармакологические средства позволяют влиять на процессы адаптации и восстановления спортсменов после истощающих нагрузок. Подбор адекватных фармакологических препаратов способствует решению вопросов восстановления и повышения работоспособности спортсменов. Для этого нужно знать индивидуальные возможности каждого спортсмена, его выносливость, а затем вносить соответствующую коррекцию различными методами. Сейчас очень много различных эффективных препаратов, но, чтобы их применять, необходимо досконально знать функциональные возможности спортсмена. Допустим, сегодня потребление кислорода и физическая работоспособность – на одном уровне, завтра – на другом, все это фиксируется КНГ. Выдумывать ничего не нужно, все уже давно изобретено. Просто нужно грамотно использовать самые лучшие методы. Знать о них и использовать. 

 

– Вы хорошо были знакомы с одним из мэтров отечественного тренерского цеха Александром Ивановичем Апачинским, который славился как специалист, уделяющий повышенное внимание физическим нагрузкам. Многие ли наши боксеры выдерживали тот объем работы, который задавал Александр Апачинский?


– Александр Иванович был большим профессионалом своего дела. Мудрый педагог, воспитавший такого спортсмена, как Василий Жиров. У него была своя методика подготовки спортсменов. Он всегда избирательно давал определенный объем работы, прекрасно понимая, что все члены команды не смогли бы выполнить его требования. Да, по ОФП он был лидером. Если был бег, то бежать атлеты должны были на выносливость. Боксеры под его руководством проходили интенсивные силовые упражнения, отжимания, подтягивания – всем этим компонентам он уделял немало внимания. У него можно было многому научиться. 


Александр Иванович был именно командным тренером, своими шутками он мог разрядить обстановку, а в нужный момент командирским голосом придать боксеру дополнительный прилив сил. Это самый настоящий фанат бокса. Боксеров, кто мог в полном объеме выдержать нагрузки Апачинского, можно пересчитать по пальцам. Это Василий Жиров, Серик Елеуов, Геннадий Головкин, Серик Сапиев. Я удивлялся их работоспособности. На тренировках говорил Сапиеву: "Серик, ты можешь и на лыжах гонять, и в легкую атлетику идти, и в велоспорт и везде будешь чемпионом". 

 

– Что полезного для себя почерпнули, сотрудничая с Международной ассоциацией бокса?


– В 2010 году, по решению АИБА, я получил эксклюзивное право для медицинского обеспечения матчей стартовавшего на тот момент проекта Всемирной серии бокса (WSB). Опыт и знания помогли мне получить это право, и с тех пор я стал обслуживать поединки во всех без исключения турнирах, проводимых под эгидой АИБА. В 2014 году я вошел в состав медицинской комиссии Международной ассоциации бокса. Из Азиатского региона в нее вошли всего два человека – из Казахстана и Японии.
В мае текущего года меня избрали председателем медицинской комиссии Азиатской конфедерации бокса.


В АИБА получил хороший опыт в плане практической работы и фармакологического обеспечения спортсменов. Особенно в организации медицинского обеспечения соревнований. Это бесценный опыт! Врачи должны присутствовать на первичном медицинском осмотре, проводимом каждое утро перед соревнованиями и по необходимости оказывать помощь медицинским специалистам национальных федераций, а также давать оценку травмам, полученным боксером в предыдущих поединках. В таких случаях вердикт члена медицинской комиссии АИБА является окончательным. Казахстанским врачам для повышения профессионализма нужно больше участвовать в международных семинарах и тренингах, известный постулат: "Учиться, учиться и еще раз учиться" особенно актуален в такой ответственной сфере, как медицина. 


– В разные годы вы работали со многими тренерами и спортсменами. Можете вспомнить какой-нибудь курьезный случай?


– О, действительно, таких моментов было предостаточно. За время моей работы в отечественном боксе сменились несколько главных тренеров. Например, Искандер Хасанов и Юрий Цхай были психологами с большой буквы. Они знали буквально все, что происходило в команде, и умели в нужный момент разрядить обстановку и должным образом настроить боксеров. Вспомним один знаменательный случай. Перед Спартакиадой народов СССР у нас в команде были два отличных боксера в одном весе, тогда как от каждой республики в турнире мог принять участие лишь один представитель. Тогда наши тренеры решили Амшокова отпустить выступать за Киргизию, а на Спартакиаду от нас отправился Серик Конакбаев. Перед самым стартом Конакбаев сильно приболел и с 63,5 килограмма сбросил вес до 59 кг. Представляете, как назло жребий свел Амшокова и Конакбаева уже в первом бою. Уже в стартовом раунде Серик получил два нокдауна, но, собравшись, заставил Амшокова искать в ринге пятый угол, что в итоге заставило секундантов последнего снять того с турнира, а Серик Конакбаев в итоге выиграл Спартакиаду. После этого тренерский штаб нашей команды принял решение не отпускать боксеров выступать за другие республики.

 

Ерзат Сергазин,

 

kazpravda.kz

 

Наверх