Как известно, 2015-й объявлен Годом науки в Казахстанской федерации бокса. Психолог национальной сборной Казахстана Ирина Тащиева в интервью официальному сайту КФБ рассказала о своей работе и о развитии спортивной психологии в отечественном боксе.
- Ирина Салимовна, расскажите об основных функциях своей работы в национальной команде.
- Основной принцип работы – обучение методом саморегуляции, чтобы в стрессовых условиях ребята могли сохранить то, что они умеют. К сожалению, многие спортсмены теряются в ответственный момент, поэтому очень много работы над дыханием и восстановлением. У меня есть блок психологических тестов, которые проходят боксеры и на основании их результатов, я даю рекомендации им и их личным тренерам. Они должны знать, над чем им нужно работать и через определенное время (4-5 месяцев) мы смотрим, что произошло, какие есть изменения.
- Насколько важен психологический фактор для боксеров? Как им может помочь психолог, если, скажем, спортсмен находится не в лучших физических кондициях?
- Вот, смотрим - у боксеров три раунда. Допустим, первый раунд боксер отработал хорошо, второй - тоже, а третий – плохо. Здесь очень важно понимать, что даже при наличии отличной подготовки, у него могут сработать стресс-факторы, которые вызывают напряжение. Это мешает им проявить себя в полной мере. Поэтому нужно помогать боксерам.
- Выезжаете ли Вы на соревнования вместе с боксерами?
- Да, но только на крупные турниры. На турниры небольшой значимости я даю боксерам задания и это даже хорошо. После приезда оттуда ребята рассказывают о том, что ими было выполнено. На серьезных соревнованиях выступать без психолога очень сложно, поэтому выезжала, к примеру, на Азиатские игры в Инчхон. Нужно отслеживать их состояние и возвращать в нормальное. Выполняют ли указания? Зависит от мотивации. Если уровень доверия и мотивации на высоком уровне, то все делают ради победы. Режим дня, питание, фармакология, психология – все это очень важно и является своеобразным паззлом, без одной части которого невозможен успех. Есть спортсмены, которые четко выполняют рекомендации и достигают хороших результатов. А есть те, кто считает, что им ничего не нужно и они все могут. Результат в таком случае плачевный.
- Знаю, что за рубежом вопросу спортивной психологии уделяется много внимания. Как с этим обстоят дела в Казахстане?
- Есть, куда расти. Все понимают, что психолог просто необходим. Я очень тесно работаю с тренерами, разговариваю с ними, объясняю причины и следствия. В Казахстане, к сожалению, спортивной психологии не обучают, поэтому наши люди получают образование в России. Психологи работают в командировочном режиме и этот труд очень тяжелый, требующий постоянной самоотдачи и концентрации.
- Как обстоят дела с этим в регионах?
- В Актау и Атырау есть хорошие психологи, с которыми мы поддерживаем связь. В 2007 году Адильбек Ниязымбетов прибегал к помощи психолога и мы тесно сотрудничали с ними, консультировала. Знаю, что в Астане работала хороший психолог.
- Тренеры полностью доверяют Вам или стараются некоторые моменты сами контролировать?
- В мою работу не вмешивается никто. Благо, результаты у нас есть и они приличные. С 2007 года я сотрудничаю с боксерами. Тогда у нас был чемпионат Азии и все 11 боксеров вышли в финал соревнования. На недавних Азиатских играх у нас также отличные результаты.
- Расскажите, как Вы пришли в спортивную психологию?
- Начинала я свою деятельность в школе. Затем пошла работать в Центр спортивной медицины. Команды постепенно начали понимать, насколько важна психология в спорте и я начала выезжать со спортсменами на соревнования. Недавно вернулась из Новосибирска, где приобрела аппарат, который помогает в саморегуляции, чтобы контролировать свой пульс. Скоро поеду в Москву на повышение квалификации.
- В других видах спорта себя тоже пробовали?
- Да, работала в женских хоккейной и волейбольной командах. Также практиковалась в дзюдо, каратэ, таэквондо, зимних видах спорта…
- Чем отличаются боксеры от других спортсменов?
- У меня очень хорошие отношения с боксерами. С ними приятно работать. Боксеры более дисциплинированные. Они доверяют и выполняют то, что им говорят. Другие спортсмены доверяют не всегда, а боксеры отзывчивые. Работала ли с женской сборной? В Инчхоне на Азиаде жила с девушками и помогала команде, насколько это было возможно. А вообще, там есть свой психолог.
- Известно, что 2015-й объявлен Годом науки в Казахстанской федерации бокса. Что это даст нам?
- Есть очень много открытий и достижений в этой области, которые можно внедрить. Я сейчас этим и занимаюсь, стараюсь учиться чему-то еще, чтобы это принесло пользу нашим боксерам. Олимпиада не за горами. Россияне, к примеру, очень продвинуты в этом плане и постоянно совершенствуются. Не будем отставать от них и мы. Впереди много работы и я верю, что то внимание, которое оказывает казахстанскому боксу руководство КФБ во главе с Тимуром Аскаровичем Кулибаевым, позволит успешно выступить на главном старте четырехлетия.
- В каком состоянии, на Ваш взгляд, находятся наши боксеры более чем за год до Олимпиады?
- Думаю, что они находятся в боевой готовности, хотя до Олимпийских игр еще достаточно времени. У них есть богатый арсенал средств. Боксеры могут вернуть себя в нужный момент в состояние боевой готовности. Многие этот метод с успехом используют.
Ербол Каиров,
фото - Сергей Штрак