В конце декабря допинг-проба многократного чемпиона Казахстана и боксера клуба "Астана Арланс" Алмата Серимовапоказала положительный результат. 28-летний спортсмен из Темиртау получил двухлетнюю дисквалификацию - ему нельзя участвовать даже в региональных турнирах.
Спустя два месяца Серимов дает интервью Vesti.kz, в котором не только объясняет, как допинг попал в его организм, но и рассказывает несколько интересных историй: как дрался на дискотеке, жил в одном дворе с наркоманами, почему не поехал на Олимпиаду и как не терять оптимизма и жить дальше, когда тебе запретили заниматься делом всей твоей жизни.
- Ваша первая реакция, когда узнали о своей дисквалификации?
- Расстроился, конечно. Мне позвонили и сказали: так и так, допинг-проба показала положительный результат. Я подумал-подумал и решил, что нормально все, не стоит сильно переживать. Жизнь продолжается, бывает и такое.
- Как вообще так получилось, что в Вашем организме были обнаружены запрещенные вещества?
- Ну, в принципе, я и предполагал, что так и будет - разговоры такие шли. До чемпионата Казахстана я очень сильно простыл. Вылечился, но, видимо, не до конца - у меня повысилось давление. Не обращал внимания, терпел, а за неделю до турнира начал принимать антибиотики, которые назначили врачи. Я еще болел, время поджимало, надо было решать: ехать или не ехать на чемпионат Казахстана - решили за три часа, тренеры настаивали. Хотя, не в форме был, несерьезно было ехать в таком состоянии.
В итоге - чемпионат Казахстана я выиграл! Наверное, из-за болезни я смог чуть-чуть отдохнуть. Потом был допинг-контроль, я указал лекарства, которые принимал, а вот антибиотики - нет. А оказалось, что вся проблема в них - там содержится какое-то вещество, которое стимулирует работу мозга. Врачи меня не предупреждали, я сам об этом не знал. Это тяжело назвать допингом, он тебе ничего особенного не дает, это просто антибиотик. Я поплатился за свою ошибку. 27 декабря мне позвонили и сообщили, что меня дисквалифицируют на два года. Ну, я и думал, что так и будет. Еще в ноябре говорили, что кого-то точно "поймали", у меня была мысль - уф, нежели меня? А перед новым годом - бах - оказывается, меня.
- Что дает запрещенное вещество, кроме стимуляции мозга?
- Ничего. Я не стал сильнее, не стал выше или быстрее бегать от него. Это была просто моя ошибка, надо было указать, что я принимал антибиотики.
- Вы пытались опротестовать решение, как-то объяснить, что принимали антибиотики не для улучшения спортивных показателей?
- Надо было нанимать юриста, писать апелляцию, чтобы сократили срок - шесть месяцев было бы достаточно, я думаю. Но в "Астана Арланс" мне сказали, что толку в апелляции нет. Там ничего не выиграешь, только деньги потеряешь. Пробу вскрывать, опять же, надо платить из своих личных средств. Мне позвонил Серик Сапиев, директор "Астана Арланс", мы с ним друзья, сказал, что на апелляцию дается десять дней, но это без шансов, плюс еще там новогодние праздники были.
- Часто встречается допинг в боксе?
- В любительском - не особенно, у нас не такая сильная медицина, как у профессионалов. Обычно принимают препараты, чтобы быстрее восстановиться. А так - зачем в боксе допинг, мы всего три раунда боксируем? Но случаи были и в Казахстане. Один парнишка пил метан, чтобы добавить массу, второй вес "гонял" - пил мочегонные. Но им дали всего шесть месяцев, а мне почему-то сразу два года.
- Вы не видите в этом странного - может, кому-то выгодно убрать вас именно на такой долгий срок?
- (Смеется) Я не задумывался, может быть и такое. Но, говорят, сейчас просто правила стали жестче.
- Чем Вы сейчас занимаетесь?
- Пока ничем. Все время дома с семьей, женой и сыном. Форму поддерживаю, но не как раньше. Немного непривычно - я никогда так долго не был дома.
- Когда дисквалификация закончится, вам будет уже 30. Вернетесь в бокс?
- Тоже об этом думал. Два года, с одной стороны, много, но время быстро летит. Можно форму поддерживать, но посмотрим, будет ли у меня желание возвращаться. Все-таки не молодой уже буду.
КИКБОКСИНГ
- Вы перешли в бокс из кикбосинга. Почему сменили вид спорта?
- До 2007-го года я занимался кикбоскингом. В 2005 я ушел в армию в алматинский ЦСКА, где параллельно выступал в рукопашном бою. А в Темиртау я даже выиграл турнир "Железная гора" в клетке по боям без правил. В кикбоксинге у меня все получалось, много турниров выигрывал, но не было дохода. Единственный способ заработать в кике - коммерческие бои, благодаря этому мы и выживали. С финансированием тяжело, если вид спорта не олимпийский.
В 2007-м году мой тренер Анатолий Дмитриев (на фото) решил: надо переходить в бокс. Начали готовиться. Для начала я выступил в Темиртау на одном из турниров, взял третье место, а потом поехали в Алматы на турнир на призы Нурмагамбетова, который проходит каждый год на 9 мая. Я представлял Темиртау и занял там второе место, а у Караганды не было ни одной медали. Подошли тренеры с области, спрашивают: "Ты кто такой, откуда взялся, почему мы о тебе не слышали раньше?". Говорю, раньше кикбоксингом занимался.
В общем, начал каждый день ездить на тренировки в Караганду. Тогда старшим тренером сборной области был Леонид Тлюмбаев. У него, кстати, готовился дрессировщик тигров Эдгар Запашный, а потом поехал в Москву и выиграл "Король ринга".
Позже я стал уже за счет области ездить по турнирам, мне создали условия для тренировок и сборов, дали небольшую стипендию - зарплаты еще не было. Весь 2007-й год я ездил по всем соревнованиям в стране. На следующий год впервые поехал на чемпионат Казахстана, в первом бою проиграл, а в 2009 году - уже во втором. Тогда же пришел и первый крупный успех в боксе - выиграл турнир Серика Конакбаева в Уральске, получил мастера спорта.
В том же году в Караганде я выиграл турнир памяти Галыма Жарылгапова, тогда еще Серик Сапиев взял машину - как лучший боксер турнира. А я получил приз - три тысячи долларов. Вот тогда я понял отличие бокса от кикбоксинга!
- Кто сильнее: боксер или кикбоксер?
- Уровень подготовки у боксеров выше. У нас в Темиртау есть и чемпионы мира по кикбоксингу, а в области по боксу они ничего выиграть не могут. Я сам призер чемпионата мира и Азии по кикбоксингу, и, когда перешел в бокс, пацаны с нуля меня "переворачивали". Спрашиваю: вы что-нибудь выигрывали? Нет. А сам думаю, как уровень отличается.
-Долго привыкали к тому, что ноги нельзя использовать?
- Да нет. Мы хоть и занимались кикбоксингом, но наш тренер - бывший боксер. Просто в 90-х был популярен кикбоксинг и тренер, хотя сам не умеет работать ногами, переквалифицировался. Нам давал акцент на руки, школу хорошую поставил, так что не перестраивался.
- Какие были успехи в кикбоксинге?
– Я объездил весь Казахстан, все возможные соревнования. Был чемпионом страны среди молодежи. А на международном уровне выигрывал серебряную и бронзовую медали на молодежном чемпионате мира в Греции, был третьим на чемпионате мира среди взрослых в Венгрии и чемпионом Азии.
ЧУХОМОРЫ
- Помните первые зарубежные соревнования?
- Это Греция, 2003-й год. Наша семья сильно не шиковала, так что увидеть мир я смог благодаря спорту. Я в Темиртау рос на улице Горки Дружбы, не самый спокойный район по тем временам. У нас рядом был колодец, где жили наркоманы, чухоморы - хотя они совсем дети были по возрасту. Ну, мы к ним бегали, общались, ничего не пробовали, просто интересно было, кто там живет.
В Греции помню все, даже сейчас. Ощущение - классные! Мы жили у моря, возле гостиницы был бассейн, росли пальмы, апельсины, мы на велосипедах катались. Как будто в рай попал, ха-ха! 16 лет было мне тогда, глаза квадратные. Десять дней пролетели как один, привез магниты, футболки друзьям, родным. Приехал домой - а тут все серое, завод дымит (улыбается).
- Ваша юность пришлась на лихие 90-е. В Темиртау и вправду в те годы было много наркоманов?
- Недалеко от дома есть остановка, а в колодце рядом с ней жили чухоморы. А через дорогу от нашей улицы находится квартал АБВ, там в 90-е была точка, куда бегали за наркотиками. Видел наркоманов на улице, жалко их было.
В нашем дворе жили 15 моих сверстников. 12 из них спились, скололись и потерялись в жизни. Страшное было время.
Меня от всего отгородил спорт. В лет 12 просто побаловаться на тренировки ходил, потом в школу придешь - хвастаешься, что кикбоксер. Ну, а незаметно это вошло в привычку, тренировки стали образом жизни, уже занимаешься не чтобы хвастаться или что-то кому доказывать - а для себя. Мой распорядок в детстве был такой: школа, час отдыха, в 4 дня - тренировка, в 8 - приходишь домой, час гуляешь - и домой спать. Так что времени на ерунду и не было.
- Вы объездили весь Казахстан на поездах. Не было такого, что в один момент все это надоело и хотелось бросить?
- Нет, мне, наоборот, было интересно и я рад, что так получилось. Я не знаю, чем бы занимался. Может, дома сидел, а так - увидел всю страну, понял, какая она у нас большая, во многих городах по десять раз побывал, везде друзья есть. Не могу сказать, что какой-то город меньше или больше понравился, везде свои плюсы и минусы. Лично для меня лучший город - Темиртау, потому что это мой дом.
- Гостиницы плохие попадались?
- Это все зависело от бюджета на поездку. Жили и в плохих условиях, бывало такое. Уже в сборной я понял, что такое хорошие отели. Мы жили в номерах, которые стоили по 60 тысяч за сутки и где живут бизнесмены.
- Обычный казахстанский футболист может назвать себя обеспеченным человеком. Когда вы почувствовали, что бокс приносит не только удовольствие?
- Когда в сборную вошел, стал первым номером в своем весе, уже мог обеспечивать семью и ни на что не жаловаться. Получал стипендию от области и зарплату. Не как футболисты, конечно, поменьше. Футбол есть футбол, вид спорта номер один - даже в Казахстане. Хоть он у нас не так развит, но это игровой вид спорта.
- Вы - один из немногих спортсменов, который не ругает футболистов за их зарплаты.
- Я сам люблю играть в футбол и понимаю, что им тоже тяжело деньги достаются. У нас поменьше зарплаты, но на жизнь хватает.
- Говорят, в любительском боксе засуживают так же часто, как и в футболе?
- Есть такое. Бывало, что дерется ученик главного судьи и ему отдают поеду. У меня отобрали две победы: я выигрывал, а руку поднимали сопернику. Значит, где-то не до конца доработал, надо выигрывать так, чтобы не оставалось сомнений. А один раз я сам проиграл бой, а мне руку подняли. В шоке стою, неудобно было (смеется). Тот парнишка психует, отвечаю: я не виноват. Побывал и в этой шкуре, хе-хе.
- Сколько у Вас было травм?
- В основном, травмы были связаны с кистями, плечами и локтями. Но свою самую тяжелую травму я получил не в боксе, а когда играл в футбол - потянул паховую мышцу. Я несколько лет мучился с ней.
- Как Вы спите после боев?
- Уф, всегда нелегко уснуть, адреналин. К тому же у нас тяжелая категория, мы всегда боксируем вечером, и только к 12 ночи ты уже в гостинице, можешь лечь. Надо себя настраивать, чтобы уснуть, потому что соревнования не окончены. Мы обычно деремся через день. Помогает телевизор, включаешь его, ложишься и засыпаешь.
МИМО ОЛИМПИАДЫ
- В 2011-м году казалось, что вы поедете на Олимпиаду. Почему в итоге вас не было в Лондоне?
- В 2010-м году я выиграл чемпионат Казахстана. Весь год я хорошо выступал, выиграл несколько турниров. В том же году впервые боксировал на зарубежном турнире. В Турции в первом бою я встретился с узбеком Элшодом Расуловым, на тот момент финалистом чемпионата мира. После ЧМ как раз прошло всего пять месяцев. Я его по телевизору видел, а тут - с ним драться! А Расулов и на Олимпиаде выступал, и Бахтияра Артаева с Канатом Исламом побеждал. В общем, сильный соперник. Я волновался перед боем, тренеры мне говорили: "Наберись опыта, дерись хорошо". Ну, вышел - и победил его! Правда, во втором бою я "перегорел", проиграл шведу, но он закрытый, неудобный.
Потом следующий турнир был в Украине, я стал там чемпионом, и все вокруг стали говорить: "Вот-вот, и ты на Олимпиаде". К тому же на спаррингах в Алматы я выиграл нокаутом у своего конкурента. Потом поехал на совместные сборы с участием Китая, Англии, Франции и сборной Казахстана в английском Шеффилде. В конце сборов был турнир, где я двоих нокаутировал. Но самые главные соревнования я проиграл в первом же круге - Азиатские Игры в Гуанчжоу. Проиграл все тому же Расулову, который в итоге стал чемпионом. У нас получился хороший бой, а в концовке, когда я побежал догонять его, он меня "поймал".
В 2011-м году должен был состояться лицензионный чемпионат мира. А перед ним у нас решили сделать отборочные соревнования. Всех с нашего веса собрали на одном турнире. Я в первом бою проиграл Антону Пинчуку. Он неудобный боец, своеобразная техника боя у него, но я тогда не понимал, кому я проиграл. Это сейчас, глядя на его успехи, я понимаю! В итоге, турнир выиграл Адильбек Ниязымбетов, который и поехал на чемпионат мира. Там он стал вторым, как и на Олимпиаде.
Конечно, я понимал, что у меня был реальный шанс поехать на Олимпиаду, все было рядом. Но я не попал, как и другие, кто это заслуживал. Это спорт.
- У Вас была депрессия после этого?
- Да нет, не было.
- Олимпиаду смотрели?
– В прямом эфире - не всю. Бои шли поздно, я, честно говоря, уже засыпал. В записи я посмотрел в полном объеме весь боксерский турнир.
- Когда смотрели, не был мысли: блин, ведь и я там мог быть?
- Если и была злость, только на себя. Сам виноват! Я был рад за друзей по сборной, которые побеждали и выигрывали медали. Никаких обид. Конечно, мне хотелось поехать на Олимпиаду. Но не получилось, зато съездил на Азиатские игры. Серик Сапиев, с которым я вместе жил в одной комнате в Гуанчжоу, сказал, что по уровню организации Азиада ни чем не уступала Олимпиаде в Пекине. Плюс в моей карьеры была и Универсиада в Казани, тоже отличный турнир. Хотя я и выступил неудачно, но впечатления хорошие остались.
А Олимпиада в моей жизни еще возможна. Но теперь - только как зрителя, можно съездить посмотреть, как там все. Мне бы это было интересно.
ПРОФИ
- Вы одно время выступали за Акмолинскую область. Как это получилось?
- В 2013-м году Карагандинская область начала снижать стипендии, хотя обещали повысить. Мало платили, я предупреждал, что либо брошу бокс, либо уйду за другую область боксировать. У меня семья потому что, я уже не молодой спортсмен, не хочется здоровьем просто так рисковать. А в Акмолинской области предложили в четыре раза больше. Тренер мне сказал: "Иди, ты же область меняешь, а не страну". И я ушел. Это как футболисты переходят в другой клуб. В Караганде я пообщался с руководством облспорта, доработал контракт, без обид расстались и я уехал выступать за Акмолинскую область. Тренировался дома, но на соревнованиях представлял их. В 2014 году я выиграл чемпионат Казахстана уже как представитель команды Кокшетау.
- Вы не думали уйти в профессиональный бокс?
- Сейчас есть "Астана Арланс", где, можно сказать, тоже профессиональный бокс.
- Как Вы туда попали?
- Летом Вася Левит повредил колено, а 91 килограмм - пустой вес, проблемный, людей не было. Предложили мне. Я тренировался, прошел просмотр, и вышел в бою с кубинцами из "Куба Домадорес" - это была матчевая встреча, где встречались два чемпиона первых сезонов WSB. Тренеры сказали: "Давай, Алмат!".
В бою было не тяжело. Проблема была в тактике. Во-первых, соперник больше, а у меня недовес. Еще тут пять раундов, а я всю жизнь три боксировал. Перед боем почему-то подумал: ладно, три раунда продержусь, а что в остальных двух делать? Меня это почему-то смутило. С кубинцем, в принципе, я не провалил бой, просто не хватило опыта, все-таки первый раз дрался в таком формате.
Потом в "Астана Арланс" сменилось руководство. А дальше - случилась история с допингом. Когда прощались, Серик Сапиев поддержал, сказал: "Не расстраивайся. Мы все понимаем, как это случилось. Бывает. Будешь в форме через два года - обязательно возьмем обратно".
- А если не "Астана Арланс", а рассматривать настоящий профессиональный бокс?
- Во-первых, потом назад дороги в любители нет. Надо паузу взять, подумать хорошенько. Тренер советует идти в профи. Но тоже - на это деньги нужны, промоутер хороший, чтобы продвигал. А у меня нет рейтинга международного, какой был у Геннадия Головкина в самом начале его карьеры. Он был призером Олимпиады, но даже ему было сложно поначалу пробиваться. А если я пойду в профи - мне никто миллионы платить не будет, я буду бичевать (смеется). Все надо начинать с нуля. А свой большой бой я получу, может быть, лет в 50, ха-ха.
МЕЧТА